Заточка коньков - как затачивать коньки?


Катание на коньках, вероятно, развилось в Скандинавии еще в 10 веке до нашей эры. Первые коньки создавались из реберных костей лосей, волков, северных оленей и других животных. Неизвестно, когда именно произошел переход на металлические лезвия коньков, но ранние голландские гравюры изображают коньки с металлическими лезвиями. До середины 19 века металлическая часть конька крепилась к деревянному основанию или подножке, а сами коньки крепились к стопе кожаными ремнями. Значительное улучшение произошло в Соединенных Штатах в 1848 году, когда Эдвард Бушнелл из Филадельфии представил коньки с лезвиями, прикреплёнными прямо к ботинкам, что позволило крутиться, прыгать и резко поворачивать, не теряя лезвий. Основными разработками в фигурном катании после 1900 года были добавление носка, группы пилообразных зубьев, расположенных на носке лезвия, что позволило фигуристам получить лучшую прокрутку на льду при выполнении определенных прыжков, а лезвия из цельной стали добавило прочности изделию.
Развитие катков с использованием искусственного ледяного покрытия положило начало превращению конькобежного спорта из сезонного времяпрепровождения в крупный вид спорта, которым можно заниматься круглый год. Первый каток с искусственным льдом, Glaciarium, был открыт в Лондоне в 1876 году. На протяжении столетия появлялось все больше общественных катков с искусственным ледяным покрытием. Возможность создавать листы льда внутри больших арен породило как катание на коньках, так и ледовые шоу, которые стали популярным развлечением в 20 веке. Это также позволило конькобежному спорту распространиться на регионы с теплым климатом.
Качественное катание на льду требует соответствующего ухода за коньками. Хорошая заточка так же важна, как и подбор коньков и гарантирует, что спортсмен будет кататься в меру своих возможностей. Без хорошей заточки конькобежцы теряли бы сцепление на льду, постоянно проскальзывали и не набирали большую скорость при необходимости. Однако перед непосредственно заточкой следует уделить внимание некоторой терминологии и технике, так как процесс заточки требует знания некоторых параметров владельца и стиля катания.
-
Площадка – является самой нижней частью лезвия коньков, где происходит соприкосновение со льдом. От длины площадки зависит скорость и маневренность (варьируется от 30 мм до 60 мм). Поэтому для спортсмена необходимо найти грамотный баланс длины площадки.
-
Желоб (выемка) –вытачивается по всей длине лезвия коньков. Желобок отвечает за боковую устойчивость при поворотах, скорость и торможение. Спортсмены индивидуально подбирают глубину желоба, так как она зависит от личных предпочтений и комплекции тела. Как правило в начале делается средний радиус желоба от 12 мм (1/2 дюйма) до 16 мм (5/8 дюйма), а потом в результате обкатки коньков глубина желоба уменьшается или увеличивается в зависимости от предпочтений.
-
Носок – передняя часть лезвия, отвечающая за ускорение и обратное катание. В хоккейных коньках носок отсутствует, чтобы избежать спотыканий на резких поворотах, однако для фигурного катания передняя часть лезвия оборудуется зубчиками для удобства исполнения различных фигурных элементов. Стандартные прогулочные коньки могут как оборудоваться зубчиками, так и иметь сточенный носок.
- Середина – основная часть лезвия. Затачивается, для увеличения скорости и устойчивости на льду.
- Пятка – задняя часть лезвия, отвечающая за манёвренность.
1. Технология затачивания коньков
Прежде чем перейти к выбору профиля и лучшей глубины желоба, необходимо знать, как профилируются и затачиваются коньки.
Профилирование коньков — это процесс формирования профиля лезвий коньков, определяющая какая часть лезвия будет иметь контакт со льдом. Правильное профилирование обеспечивает лучший баланс, маневренность и общую скорость. Профилирование позволяет использовать коньки в полной мере и позволит улучшить общие показатели на льду.
Заточка коньков – это процесс формирования поперечного профиля лезвия. Шлифовальное колесо с радиусом выбранной заточки конька используется для шлифовки углубления в центре лезвия, чтобы придать острый внутренний и внешний край. Если используется больший радиус, такой как 16 мм (5/8 дюйма), это даст более мелкое углубление, а если используется меньший радиус, такой как 9 мм (3/8 дюйма), он будет глубже. Это называется радиусом заточки коньков (радиус желоба), который является наиболее распространенным способом заточки.
2. Профилирование коньков
Любое лезвие коньков имеет свой профиль, вне зависимости от предназначения. Профиль определяет размер площадки лезвия, которая будет контактировать со льдом во время катания. Размер этой площадки влияет на устойчивость на льду и силу трения, что напрямую будет влиять на затрачиваемые усилия. Сила трения должна иметь минимальное значение, что обеспечивается правильно подобранным контуром лезвия.
Контур лезвия подбирается на основе личных предпочтений спортсмена. Больший вес создаёт необходимость в большой площади контакта площадки лезвия со льдом для распределения веса. Большой радиус контура лезвия создает большую площадь контакта со льдом, что обеспечивает лучшую стабильность, но снижает способность делать быстрые повороты. Маленький радиус профиля обеспечивает лучшую маневренность на резких поворотах, но будет способствовать более слабой устойчивости на льду. Таким образом перед спортсменом стоит задача в выборе оптимального контура лезвия для максимально комфортного катания, однако достичь этого можно только практическим путём.
Новые лезвия стандартной геометрии обладают формой банана, однако большинство фигуристов и хоккеистов вытачивают профиль под свои предпочтения. Профилирование может быть полезно и для обычного прогулочного катания на льду.
Профиль лезвия для игроков в хоккей отличается в зависимости от роли на игровом поле. Лезвие нападающего точится со смещением и наклоном вперед, что обеспечивает увеличение скорости. Профиль лезвия игрока защиты смещается назад, но без наклона для улучшения катания спиной. Универсальный же профиль точится ровно посередине, так как предназначен для нападающих и защитников.
В зависимости от личных предпочтений существует несколько типов профилей:
-
Классический профиль (одинарный) — состоит из дуги одной окружности определенного радиуса.
- Комбинированный профиль (двойной, тройной, четверной) — состоит из дуг нескольких окружностей, которые увеличивают свой радиус от носка к пятке.
- Профиль с площадкой — состоит из двух дуг окружностей и плоскости между ними. Длина плоскости может изменятся в зависимости от размера коньков.
Помимо типов профиля, существует понятие наклона лезвия, определяющийся как угол, под которым лезвие опирается на лед. При грамотном профилировании лезвия наклон составляет от 0° до 1,5°. Наклон в 0° обеспечивает комфортное катание спиной назад, что будет особенно полезно для хоккеистов выполняющих роль защиты.
Наивысшей точкой профиля лезвия называется точкой вращения. В случае комбинированного двойного профиля, точкой вращения является стыком двух профилей. Во процессе профилирования точку вращения смещают от центра лезвия к пятке, смещая весь профиль к задней части лезвия, что значительно помогает улучшить баланс.
Во время использования лезвие коньков будет изнашиваться, поэтому для качественного катания рекомендуется профилировать коньки три раза за сезон.
Знание профиля лезвия конька обеспечивает не только понимание смысла профилирования, но и позволит грамотно подойти к вопросу обслуживания лезвия и выбору наиболее предпочтительного варианта.
3. Выбор глубины желоба заточки
Для разного стиля существует разная глубина заточки. Более мелкая глубина заточки лучше подойдёт для скорости, простоты остановки и более плавных поворотов. Более глубокая степень вытачивания подойдёт для лучшего сцепления на льду, быстрых остановок и поворотов на низких скоростях. По этой причине лучше всего найти баланс между скоростью и сцеплением, с которым будет комфортно спортсмену.
Радиус шлифовального кольца при заточке лезвия имеет обратно пропорциональную связь к глубине желоба. Чем больше шлифовальное кольцо, тем меньшая глубина желоба будет у лезвия и наоборот.
Для обычного катания и для начинающих
Для прогулочного катания и начинающих фигуристов хорошим вариантом будет высокая степень сцепления со льдом, но важно, чтобы заточка была не до такой степени острая, при который будет трудно набрать скорость. Начинающим спортсменам и фигуристам с меньшей комплекцией тела стоит начинать с заточки в 15 – 16 мм (5/8 дюйма). Для спортсменов с большей комплекцией стоит начинать с коньков с менее глубоким желобом лезвия.
Для хоккеистов
Для хоккеистов многое зависит от стиля катания и позиции в команде. Нападающие игроки, как правило, нуждаются в большей скорости и более быстрой остановке, поэтому рекомендуется более мелкая глубина желоба. Защитники обычно используют более технические повороты и быстрые маневры, которые требуют сцепления, поэтому в таком случае необходим более глубокий желоб. Для хоккейного конька обычно рекомендуется начинать шлифовать с использованием радиуса в 15 – 16 мм (5/8 дюйма). Такая выточка на шлифовальном станке дает больше скорости и меньше трения. Использование радиуса выточки в 12 – 13 мм (1/2 дюйма) дает возможность для быстрой остановки и хорошего сцепления на льду. Хорошо подходит для спортсменов, которые любят резкие повороты.
Многие профессиональные игроки в хоккей используют радиус выточки в 19 мм (3/4 дюйма), 22 мм (7/8 дюйма), 24 – 25 мм (1 дюйма) или даже выше, однако стоит понимать, что многое зависит от личных предпочтений хоккеиста и некоторые используют наоборот малый радиус желоба, вплоть до 9 – 10 мм (3/8 дюйма).
Для фигурного катания
Для фигуристов рекомендуется более мелкая глубина желоба, позволяя развивать большую скорость при меньших затратах сил. Радиус заточки в 15 – 16 мм (5/8 дюйма) используют большинство фигуристов. Такая заточка дает небольшое трение на льду. Некоторые фигуристы используют радиус заточки в 12 – 13 мм (1/2 дюйма), что позволяет быть более устойчивым при приземлении после прыжка и даёт большую стабильность при резких поворотах. Глубокий желоб с радиусом заточки в 9 – 10 мм (3/8 дюйма) довольно редок для фигуристов, это замедляет спортсмена и требует больше затраты сил на развитие скорости. Однако глубокий желоб даёт гораздо более сильное преимущество в поворотах, позволяя устойчиво выполнять различные элементы.
4. Проверка износа заточки коньков
В среднем большинство фигуристов катаются от 8 до 10 часов между заточками. Однако время катания определяется такими факторами как вес тела, стиль и время, проведенное на льду. Всё это может по-разному влиять на то, как быстро коньки будут изнашиваться. Качество льда и то, насколько мягким или твердым является лед, будет иметь еще одно большое влияние на износ лезвия.
Существует довольно простой способ, которым фигуристы могут проверить, нуждаются ли их коньки в заточке. Для этого необходимо аккуратно провести верхнюю часть ногтя большого пальца вниз по бокам лезвия. Если лезвие острое, оно немного поцарапает поверхность ногтя, а если для этого нужно приложить усилие, то лезвие демонстрирует признаки износа. Обычно коньки больше изнашиваются на внутренних краях, так как большинство фигуристов используются коньки более интенсивно на поворотах и остановках.
Также существует ещё один способ узнать, что коньки нуждаются в уходе, это проверить их на льду. Если коньки проскальзывают, особенно на поворотах и во время начала движения, то это будет еще одним признаком в необходимости заточки.
5. Виды заточки: стандартная (желобковая), FBV, Channel-Z
Выше мы рассматривали стандартную (желобковую) заточку, являющейся самой распространённой и одновременно самым простым типом заточки. Некоторые любители катания на льду смогли приспособиться и делать стандартную заточку коньков в домашних условиях. Однако стоит понимать, что с лезвия надо снимать равномерные слои стали и соблюдать баланс, что в противном случае ухудшит качество катания. Также проблема в домашней заточке заключается в толщине лезвия на нижней части, которая составляет не более 3 мм. Специализированные станки могу снимать слои менее 0,01 мм, позволяя продлить срок службы изделия. В домашних условиях снять тонкий слой стали фактически невозможно, что приведёт к сокращению срока службы коньков. Теперь стоит рассмотреть типы заточки, их особенности и почему стоит использовать профессиональное оборудование для заточки.
Стандартная желобковая (RoH - Radius of Hollow) заточка
Данный тип заточки представляет из себя полукруглый желоб радиусом до 40 мм. Глубина желоба напрямую влияет на поведение коньков, поэтому необходимо тщательно выбирать радиус желоба в зависимости от комплектации и личных предпочтений спортсмена. Более глубокие впадины, как правило, обеспечивают более глубокое вхождение лезвий в лёд и предназначены для небольших или легких фигуристов, которые не всегда имеют достаточный вес или усилия, чтобы загнать лезвия под лёд. Глубокий желоб даёт возможность делать более быстрые и резкие повороты в небольших пространствах и способность удерживаться во время боковых толчков, что особенно полезно хоккеистам. Недостатком глубокого желоба является большее трение, уменьшая количество времени скольжения и что может привести к более быстрому уставанию спортсмена. Более мелкое углубление используется многими профессионалами, более крупными спортсменами и игроками с отличным чувством контроля. Уменьшенная впадина требует большего сгибания колена для вбивания лезвий в лед, что может замедлить ускорение, но обеспечивает более длительное время шага и увеличивает скорость и длительность скольжения. Это также может уменьшить фактор усталости спортсмена, не делая большое количество шагов для разгона. Наиболее распространенный радиус желоба составляет 15 – 16 мм (5/8 дюйма) поскольку обеспечивает наилучший баланс между высотой режущей кромки и скоростью скольжения.
Заточка типа FBV (Flat Bottom V)
Заточка данного типа представляет из себя желоб с трапециевидным каналом и представляет хорошее сочетание скорости и маневренности. Плоский канал лезвия позволяет коньку скользить по верхней части льда и не прорезать его. Это уменьшает сопротивление и помогает увеличить скорость. Параметры заточки FBV определяются соотношением между шириной канала и высотой режущей кромки («клыка») и записывается для примера в виде: 100/75. Первое число является шириной канала и определяет способность лезвия проникать под лёд. Чем больше ширина канала, тем более тонким будет режущая кромка лезвия, что позволяет увеличить манёвренность и получить лучшее скольжение. Первое число определяется тысячной долей дюйма. Если число равно 100, то ширина канала получается 0,1 дюйма или 2,54 миллиметрам. Второе число – высота «клыка» или режущей кромки. Существует три различных уровня: 50, 75 и 1 (100). Самая большая глубина - 1, представляет 1 тысячную дюйма, 75 равно 3/4 тысячной доли дюйма, а 50 представляет 1/2 тысячной дюйма. Глубина будет определять, какая часть режущей кромки способна погрузиться в лед. Чем меньше лезвие конька погружается в лед, тем большее скольжения получают коньки. Из минусов заточки FBV можно отметить недолговечность и хрупкость, в результате чего лезвие коньков изнашивается сильнее. FBV заточку используют профессиональные игроки в хоккей, однако среди танцоров на льду и фигуристов FBV заточка также получило распространение. Для любителей прогулочного катания на льду разница между RoH и FBV заточкой неощутима, однако если новичок всё таки предпочитает FBV заточку, то стоит начинать со 100/50, чтобы потом в последствии можно было более тонко настроить параметры лезвия.
Заточка типа Channel-Z
Технологично более сложная заточка и отличается вытачиванием двух желобов. Внешний желоб похож на стандартную RoH заточку, а в центре внешнего желоба размещается внутренний квадратный канал. Ширина и глубина внутреннего канала регулируется для обеспечения различных уровней сцепления. К преимуществам Channel-Z заточки можно определить лучшую манёвренность за счёт двойных краёв, что улучает сцепление режущей части лезвия со льдом. Это в свою очередь позволяет проводить уверенно сложные маневры во время катания. Также Channel-Z обеспечивает меньшее трение по сравнению с желобковой заточкой, что позволяет увеличить скорость. К минусам данного типа можно отнести технологичную сложность и цену затачивания. Не смотря на сложность, при заточке Channel-Z снимается даже меньше стали, чем при RoH заточке, при этом из Channel-Z заточки можно сделать обычную желобковую и обратно при необходимости.
6. Распространенные проблемы с заточкой коньков
Заточка коньков довольно сложная технология, особенно если это касается FBV и Channel-Z заточек. Неправильная заточка может привести к некоторым проблемам, которые могут испортить качество катания или полностью испортить лезвие. Необходимо учитывать это и помнить, что лучше всего заточку отдать профессионалам, однако знание параметров заточки и их проблем позволят более точно высказать свои предпочтения.
Прижог стали
Прижог происходит, когда точильная рабочая группа станка остаётся на лезвии коньков слишком большое количество времени и в следствии воздействия высоких температур кислород легко диффундирует, образуя синий блеск, который является окисной плёнкой и считается главным признаком брака. Окисная плёнка существенно снижает физико-механические характеристики поверхностного слоя металла, что может привести к быстрому износу режущей части коньков или даже к сколам, что будет существенно увеличивать силу трения.
Несбалансированные края
RoH, FBV или Channel-Z заточка на лезвии должна быть идеально центрирована. Неспособность достичь этого приведет к постоянному наклону коньков и необходимости подгонять ногу каждый раз, когда её уводит в сторону, а также в сложности простых манёвров, которые при качественной заточке исполнить довольно легко.
Автоматические станки для заточки
Автоматические станки полностью берут на себя затачивание коньков. Хоть и кажется, что автоматика ускоряет процесс заточки и делает его очень простым, она не способна заменить опытных техников по заточке коньков. Автоматические станки требуют постоянной проверки и калибровки, что может привести к тому, что коньки будут плохо затачиваться. Этим часто пренебрегают мастерские, которые забывают о техническом обслуживании в течение длительных периодов времени. Плохая заточка делает катание почти невозможным, однако качественная заточка от опытного техника позволит в полной мере насладиться катанием на льду.
7. Оптимальная заточка
Стоит понимать, что не существует идеального параметра заточки, которая подойдёт для каждого. Очень многое зависит от личного ощущения при катании, даже если габариты спортсменов в общем совпадают. Тем не менее, некоторые параметры заточки можно усреднить и потом, отталкиваясь от них, выбрать идеальную заточку для себя.
Выбор радиуса желоба относится к заточкам типа Channel-Z и желобковой (RoH), но для FBV необходимо, как было написано выше, выбирать ширину канала и длину режущей части лезвия. Ниже приведены параметры заточки как радиальной, так и FBV для каждого вида катания.
Несмотря на большое количество параметров, которые необходимо учитывать при заточке и профилировании коньков, это является важной частью и их понимание даст возможность грамотно подойти к вопросу обслуживания коньков. Однако никакие цифры и таблицы не передадут личного ощущения от катания, и если спортсмену или обычному любителю коньков данная заточка не подходит, несмотря на то, что многие её используют, стоит выбрать другие параметры и экспериментальным путём подгонять их под себя, чтобы катание было максимально комфортным и качественным.